Песковы
По источникам, которые удалось обнаружить в РГАДА по состоянию на 2017 год, родоначальником рода Песковых является Абрам Семенов. Достоверно установлено, что в 1724 году он проживал в селе Архангельском (Буинское тож). А далее как в сказке. У него было три сына. Старшего звали Яков, потомки которого живы и по настоящее время. Средний - Максим. И младшего звали Архип. Если верить первой ревизской сказке (РГАДА Ф.350 оп.2 д.3119 лл.680-693об.) все они рождены, когда Абраму было около 50 лет. Исходя из этого, логично предположить, что Абрам переселился в село Буинское один и уже в нем нашел себе молодую супругу и его трое сыновей родились в этом же селе. А это в свою очередь означает, что переселился Абрам до 1702 года. Что привело его в это село - мне не ведомо. Основными версиями можно считать следующие:
- остался от прежнего владельца данных земель (возможно ранее был пленен);
- новокрещен (маловероятная версия, так как тесты ДНК пока этого не подтверждают. Результат тестирования Y-хромосомы - R-YP237. Стало быть относится к ветви балто-карпатской 2 - к славянам Верхнего Дона, условно названных так, потому что ни одна летопись не упоминала о существовании славянского племени на территории между современными Воронежем и Липецком);
- переселился из других близлежащих селений.
У Архипа как и Абрама тоже было три сына: Иван, Иван же и Алексей. Почему два сына имели одинаковые имена? Имена, в подавляющем большинстве случаев, давались младенцам того святого, память которого праздновалась в ближайшие восемь дней после рождения. В то же время, по каноническим правилам священнику не рекомендовалось давать одно и то же имя нескольким детям одних и тех же родителей, чтобы избежать недоразумений «в общественном отношении (например, в призыве к отбыванию воинской повинности, в определении прав наследства и т.п.) вследствие принятия одного лица за другое» [1] Но данное каноническое правило, в отличие от других, очень часто нарушалось. [2] Так или иначе, но оба Ивана остались без наследников. В этом отношении Алексею повезло больше. У него было два наследника, причем младшего, не мудрствуя лукаво, опять назвали Иваном, который в возрасте 30 лет был отдан в рекруты. Старший - Ефим женился очень рано и также рано в 36 лет умер. В 16 лет у него уже родился первый сын - Илья, а в 19 - второй сын Николай. За год до смерти Ефим взял на воспитание годовалого ребёнка, который в дальнейшем стал купцом Свинцовым. Илья в возрасте 17 лет был отдан в рекруты (в середине 18 века в рекруты набирали с 17 лет). Ему, можно сказать, повезло так как в период 1793-1834 году вместо пожизненного срока был установлен срок службы в 25 лет. Что-то много рекрутов на одну семью. И дядя и племянник. Не часто такое встречалось. Прям напасть какая-то. Рекруты выбирались общиной. Люди, попавшие в солдаты, утрачивали связь со своим прежним сословием, переходили в состав военного сословия и свой статус передавали жене и детям. Военная служба для этого сословия являлась наследственной обязанностью, освобождавшей его от платежа всех государственных податей и выполнения казенных повинностей. Направить его могли или на русско-прусско-французскую войну или на русско-турецкую войну (1806—1812).
Николай в 17 лет потерял отца. В 1813 году в возрасте 21 года Николай написал прошение в Буинскую городскую ратушу о переводе его в Курмышское мещанство. Прошение 5 февраля 1813 года было удовлетворено. Что его толкнуло на этот шаг? Охота к перемене мест (Весьма мучительное свойство, Немногих добровольный крест)[3] Действительно, добровольная смена местожительства в те времена (да и сейчас) была скорее исключением, чем правилом. Так что же могло произойти? По данным ревизской сказки по городу Буинску за период с 1812 - 1816 это был единственный такой случай. По манифесту «Об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний» от 14 ноября 1824 проектировалось образовать новые разряды: торгующих мещан и торгующих ремесленников, которые, выделяясь из соответствующих сословных групп, получали более широкие торговые права (мещане, не попавшие в разряд торгующих, получали название посадских).Далее след его теряется в архивах.
Итак, У старшего сына Якова было 6 сыновей. Причем Федор и Василий были близнецами. В те далекие времена рождение близнецов было счастливым случаем, воспользовавшись которым Яков попытался утаить Василия от 2-й ревизии, то есть попытался уйти от уплаты подушной подати. Ведь с каждой души, в то время, глава двора должен был заплатить подать. Для этого собственно ревизии и проводились и, благодаря им, теперь мы можем заниматься генеалогией. Но не тут-то было. В том же году "недостача" была обнаружена. Во времена Петра I все лица, внесённые в ревизские сказки, должны были платить по 74 коп. подушной подати в год.[4] В случае смерти записанного, подать продолжали платить до следующей ревизии семья умершего или община, в которую он входил.
В XVIII веке подушная подать менялась следующим образом:
- 1719-1724 - 74 коп. (Петр I)
- 1725 - 70 коп. (Указ от 8 февраля 1725 г. - Екатерина I)
- 1742 - 60 коп.
- 1746 - 70 коп. (Екатерина II)
- 1794 - 1 руб. (Указ от 23 июня 1794 г.)
Что можно было купить на 1 руб. в середине XVIII века? В 1753 году в Москве пуд ржаного хлеба стоит 26 коп., пуд пшеницы - 64 коп., пуд масла - 2 руб. 14 коп., пуд солонины - 12 коп. Люди не владевшие крепостными платили прислуге 3 руб. в год.[5] В середине XVIII века во время учебы Михаил Ломоносов получал в день 3 деньги (1,5 копейки)[6]. За месяц набегало 45 копеек. Так стоило ли рисковать ради этого? Ведь Указ 1719 г. устанавливал жестокие наказания за утайку душ (сами люди, не записанные в ревизию, назывались «прописными»). Приказчики, старосты и выборные, которые не внесли каких-то крестьян в ревизию, подлежали смертной казни.
В дальнейшем в 1834 году потомки Якова получат уникальную фамилию Абрамьевичев. Но век этой фамилии будет не долог. Внук Василия Павел от старшего сына Ефрема умрет малолетним в возрасте 9 лет. А младшего сына Василия - Игната в возрасте 22 лет отдадут в рекруты и наследников после себя он оставить не успеет. Как говорится, был человек и нету - канул в Лету. Вот такая расплата за утайку Яковым податной души.