Портал:История/Жабокрич
Село | |
Жабокрич | |
---|---|
Страна | Российская империя |
Губерния | [[Ольгопольский]] |
Уезд | Ольгопольский |
Волость | Ободовская |
История и география |
Жабокрич — село в Подольской губернии, Ольгопольского уезда.
История
Поселение на территории Жабокрича возникло в конце XV - начале XVI века. В середине XVII века. это был уже город, о нем упоминает Павел Алеппский, который в 1654 г. путешествовал с антиохийским патриархом Макарием через Подолье. (См. "Общество истории и древностей России" - 1897, № 15.)
В XVII ст. Жабокрич встречается в актах как поместье Жабокрицьких, потом Вишневецких, Конецпольских, Любомирских, а в последнее время - Бржозовських. Видимо, от первого владельца данной территории и пошло название - Жабокрич. Существует и другая версия относительно происхождения названия села – от громкого крика жаб (в селе есть несколько прудов), что является более распространенной.
Современное село Жабокрич состоит из двух, некогда вполне самостоятельных частей – городка Жабокрич и село Слободо-Жабокрича.
Первые поселения появились на Антоновцы (первый житель был Аноній). Его дом был на холме, а внизу долина вдоль берега реки очень заболочена. Вот и кричали лягушки.По мере заселения села возникали названия улиц от собственных имен или производства. Сапрівка - потому что первым поселился там Сапріян, Кордонівка - так как жили там Кордонці, на Ногалівці - Ногалі, Винокурня - потому что действительно там была винокурня, Гуцулы - один из первых поселенцев на этой улице был гуцул, Бруковка - это центральная улица, которая идет от центра к Крыжополя и она одной из первых была выложена камнями. Люди, что живут в овраге, назвали свою улицу Оврагом. Есть в Жабокричі Париж: в период коллективизации был там колхоз имени Парижской Коммуны.
23 апреля 1797 г. было образовано Подольскую губернию с центром в Каменце-Подольском. В 1804 г. губерния делилась на 12 уездов, село Жабокрич вошло в Ольгопильского уезда.
В центре села, названном "городом", возвышается каменная церковь, построенная в 1860 году; вторая, деревянная, находится на так называемой "Слободе". В центре – разные заведения. В большом живописном парке в бывшем помещичьем двухэтажном доме до конца 1980-х годов размещалась средняя украинская школа, которую позже переоборудовали в участковую больницу, а для средней школы построили новое помещение.
В ХІХ ст.. на поле за селом было три ветряные мельницы, два из которых уже давно не существуют. Люди мололи зерно в трех паровых мельницах в селе. В центре села – "городе" – жили (до войны) в своих домах более 100 еврейских семей. Они имели свою синагогу, начальную (4-летнюю) школу, кладбище (окопыско). В пятый класс детей переводили в сельскую украинскую школу. Евреи торговали в частных лавках, имели две частные масличные, где производили качественную подсолнечное масло.
В 1857 г. в селе было 297 дворов, в которых проживало 2139 крепостных. Ежегодно крестьяне должны были платить 4 427 руб.: за каждую десятину приусадебной земли 102 руб. после реформы 1861 г. Возмущенные грабительским характером реформы крестьяне восстали.
В апреле 1861 г. в экономии с.Жабокрич (6 км от Соколовки), которое принадлежало графу Бржозовському, крестьяне отказались идти в поле. Их поддерживали крестьяне окрестных сел, где находились экономии графа, в том числе и в его вотчине –Соколовцы.
Жабокрицькі крестьянские волнения в 1861 г., в которые вступили крестьяне городка Жабокрича и сел Ольгопильского, Брацлавского, Гайсинского уезда Подольской губернии, вызванные крестьянской реформой 1861 г. Возмущенные грабительскими условиями крестьяне 3 (15) апреля отказались выполнять барщину и разослали гонцов в окрестные села с призывом о помощи. Под влиянием событий в Жабокричі отказались выполнять барщину крестьяне Терновки, Зеленянки, Кирнасовка, Соколовки, Павловки, Китайгород, Попелюхів, Торканівки и других сел Подолья, где жило более 40 тыс. человек.
В села, охваченные беспорядками, были направлены войска, которые жестоко подавили выступление крестьян.
Жабокрицьке беспорядки было одним из многих восстаний крестьян после отмены крепостничества в Российской империи.
Правдой и неправдой граф Бржозовський вынужден был пойти на выполнение некоторых пунктов царского манифеста. Подданные графа приобрели определенный опыт борьбы, что позже показало большую сплоченность в борьбе за свои права.
Освободившись от крепостной неволи, крестьяне попали в новую экономическую зависимость, которая втянула их в орбиту промышленности.
Во второй половине XIX века. - в начале XX ст. продолжали сохраняться феодальные пережитки. Выкупные платежи нередко превышали доходы крестьянских хозяйств. Выход из данного положения крестьяне искали в съеме помещичьей земли. Не хватало инвентаря, тягла. На 2-3 хозяйства приходился один рабочий конь. Беднота распродавала свои земельные наделы и шла в батраки. В 1865 году 540 крестьян наймитувало в зажиточных крестьян, работавших на строительстве дороги Одесса - Киев, сахарного завода в Соколовке.
Реформа способствовала и распространению образования. До 1860 г. в селе школы не было, и грамотными значились 4 крестьянина, которые могли прочитать и написать, а остальная часть населения была неграмотной. В 1860 г. на II сотни (в то время административно-территориальной единицей в селе была сотня, по 100 дворов - одна сотня) один отставной офицер по фамилии Галан собрал себе несколько мальчиков и в своей хижине учил их грамоте. В настоящее время на территории первой сотни грамотный крестьянин Иванишин собрал десять мальчиков и также учил их грамоте. В 1864 г. царским правительством было издано положение о начальных народных училища, которое давало право земствам выдать и содержать школы. В 1874 г. в Жабокричі было открыто такую школу, где было два класса и обучалось более 70 учеников. Средств на ее содержание отпускалось мало. В 1897 г. в селе были открыты две церковно-приходские школы по месту расположения двух приходов. Школьное здание представляло собой обыкновенную крестьянскую избу, построенную в сруб, разделенную на две половины: в одной из них происходило обучение, а во второй жил учитель. Преподавала в этой школе первой сестра дьяка, а позже грамотный крестьянин по фамилии Рябошапка, который работал батраком у попа и за верную службу поп научил его грамоте. Учитель из него был плохой, так как он часто пьянствовал. В слободской церкви учил детей Иванишин.
Еврейская община в Жабокричі. В XVII ст. - первой половине XX вв. значительную часть населения составляли евреи. Они жили в центре села, занимались ремеслами: шили одежду, обувь, торговали. Магазины были прямо в жилых домах. Евреи образовывали целый городок (кстати, название Город до сегодняшнего дня сохранилась в селе). Имели евреи свою синагогу, здание которой сохранилось до наших дней. В советские времена оно использовалось для начальной школы, были здесь мастерские трудового обучения, а в 80-х там затемняли окна для машин. Был у евреев свое кладбище, которое называли Окопыско. Он сохранился и сейчас, хорошо упорядоченный, хоть сейчас в селе нет ни одного еврея. Историю еврейских захоронений детально знает Коваль Мария Яковлевна, которая ухаживает за кладбищем. Потомки жабокрицьких евреев уважают своих предков, ежегодно навещают их могилы. Интересная история еврейских захоронений. К 1950 г. их хоронили замотанными в простыню, без гроба, сидя, яму копали на 13 кулаков. После похорон через пару дней подойти к могиле было невозможно, трупы розкладались и стоял страшный смрад. В ногах ставили каменную плиту с надписью на иврите. Все эти плиты сохранились в хорошем состоянии. В 1950 г. евреев начали хоронить в гробу и ставить памятники такие, как в православных. На кладбище существовала своя иерархия: мужчин хоронили отдельно в верхней части кладбища, женщин - отдельно, отдельно хоронили маленьких детей и людей, которые чем-то провинились перед обществом. Жабокрич в XX веке Революция в 1905 г. способствовала повышению активности крестьян. В июне 1905. крестьяне, вооруженные кольями, появились в экономии помещика и, разогнав стражу, вместе с батраками потребовали справедливой оплаты труда - 1 руб. в день. Администрация вынуждена была согласиться. После подавления восстания, борьба крестьян продолжалась дальше. В июле забастовали челядинцы, требуя повышения зарплаты и сокращения рабочего дня.
Архив Подольский
Метрики по Жабокрич 1895-1897: ф.904, оп.24, спр.157; 290 листов 1897-1901: ф.904, оп.24, спр.152; 334 листов 1902-1906: ф.904, оп.24, спр.169; 322 листов
Перечень метрических книг по с. Вербка хранящихся в ГАВО Подільська губернія, Подільська єпархія, Свято-Успенська церква, с. Вербка Ольгопільського пов. Подільської губ. Народження: 1858–1862: ф. 904, оп. 24, спр. 10; 1863–1867: ф. 904, оп. 24, спр. 25; 1868–1875: ф. 904, оп. 24, спр. 30; 1876–1882: ф. 904, оп. 24, спр. 51; 1883–1887: ф. 904, оп. 24, спр. 71; 1888–1892: ф. 904, оп. 24, спр. 86; 1893–1894: ф. 904, оп. 24, спр. 97; 1905–1908: ф. 904, оп. 24, спр. 105; 1909–1911: ф. 904, оп. 24, спр. 117; 1900–1904: ф. 904, оп. 24, спр. 143; 1895–1899: ф. 904, оп. 24, спр. 156; 1912–1914: ф. 904, оп. 24, спр. 187; 1915–1919: ф. 904, оп. 24, спр. 201; 1920–1924: ф. 904, оп. 24, спр. 215 Шлюб: 1858–1862: ф. 904, оп. 24, спр. 10; 1863–1867: ф. 904, оп. 24, спр. 25; 1868–1875: ф. 904, оп. 24, спр. 30; 1876–1882: ф. 904, оп. 24, спр. 51; 1883–1887: ф. 904, оп. 24, спр. 71; 1888–1892: ф. 904, оп. 24, спр. 86; 1893–1894: ф. 904, оп. 24, спр. 97; 1905–1908: ф. 904, оп. 24, спр. 105; 1909–1911: ф. 904, оп. 24, спр. 117; 1900–1904: ф. 904, оп. 24, спр. 143; 1895–1899: ф. 904, оп. 24, спр. 156; 1912–1914: ф. 904, оп. 24, спр. 187; 1915–1919: ф. 904, оп. 24, спр. 201; 1920–1921, 1924: ф. 904, оп. 24, спр. 215 Смерть: 1858–1862: ф. 904, оп. 24, спр. 10; 1863–1867: ф. 904, оп. 24, спр. 25; 1868–1875: ф. 904, оп. 24, спр. 30; 1876–1882: ф. 904, оп. 24, спр. 51; 1883–1887: ф. 904, оп. 24, спр. 71; 1888–1892: ф. 904, оп. 24, спр. 86; 1893–1894: ф. 904, оп. 24, спр. 97; 1905–1908: ф. 904, оп. 24, спр. 105; 1909–1911: ф. 904, оп. 24, спр. 117; 1900–1904: ф. 904, оп. 24, спр. 143; 1895–1899: ф. 904, оп. 24, спр. 156; 1912–1914: ф. 904, оп. 24, спр. 187; 1915–1919: ф. 904, оп. 24, спр. 201; 1920: ф. 904, оп. 24, спр. 215