Портал:История/Байбулатово/Введение: различия между версиями

Материал из Буинский уезд (Буинск, Байбулатово, Кайрево, Бурундуки) - генеалогические исследовании
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
 
Интересные и очень подробные предания о возникновении и истории дер. Апанасово-Темяши записаны в 1900 году А. В. Рекеевым. «Название свое она получила от имени основателя некрещеного чувашина Апанаса, а слово Темяши прибавлено потому, что некоторые из первых пришельцев переехали сюда из Подгорных Темяш Цивильского уезда (ныне село Янтиково Янтиковского района). По словам нынешних апанасовских жителей, деревня их населилась не в одно время, а постепенно из людей, прибывавших в эту местность в разное время и из разных мест маленькими группами, или артельками. Сюда явилось несколько семейств омусульманившихся чуваш, которые уже называли себя татарами.<br />
 
Интересные и очень подробные предания о возникновении и истории дер. Апанасово-Темяши записаны в 1900 году А. В. Рекеевым. «Название свое она получила от имени основателя некрещеного чувашина Апанаса, а слово Темяши прибавлено потому, что некоторые из первых пришельцев переехали сюда из Подгорных Темяш Цивильского уезда (ныне село Янтиково Янтиковского района). По словам нынешних апанасовских жителей, деревня их населилась не в одно время, а постепенно из людей, прибывавших в эту местность в разное время и из разных мест маленькими группами, или артельками. Сюда явилось несколько семейств омусульманившихся чуваш, которые уже называли себя татарами.<br />
 
Первая группа прибыла из селения Подгорных Темяш... '''во главе некрещеного чувашина Апанаса, который убежал из прежней своей деревни от солдатства'''. С ним же прибыли некрещеные чуваши Ситтей, Ептьлмен, Сип-кун и прочие...<br />
 
Первая группа прибыла из селения Подгорных Темяш... '''во главе некрещеного чувашина Апанаса, который убежал из прежней своей деревни от солдатства'''. С ним же прибыли некрещеные чуваши Ситтей, Ептьлмен, Сип-кун и прочие...<br />
Ещё при Иване IV было положено начало христианизации народностей Среднего Поволжья, в том числе и чувашей. В 1720- 1722 годах Пётр I издал несколько указов о христианизации народностей Поволжья. За счёт крестьян же в чувашских деревнях было выстроено много церквей. В 1757-1759 годах в д. Янтиково строилась церковь под названием Михаила Архангела. Отсюда третье название — '''село Архангельское'''.
+
Ещё при Иване IV было положено начало христианизации народностей Среднего Поволжья, в том числе и чувашей. В 1720- 1722 годах Пётр I издал несколько указов о христианизации народностей Поволжья. За счёт крестьян же в чувашских деревнях было выстроено много церквей. В 1757-1759 годах в д. Янтиково строилась церковь под названием Михаила Архангела. Отсюда третье название — '''село Архангельское'''.<br />
 +
 
 +
Основание многих селений юго-восточной и южной частей Чувашии связано с самовольным переселением, а также оседанием беглых крестьян. На такое заселение дикого поля и других земель южной половины Чувашии обратил внимание дореволюционный историк Г. И. Перетяткович, который, изучив писцовые книги второй половины XVI и начала XVII вв., пришел к мнению, что чуваши «основывали новые поселки «на диком поле» и обрабатывали их «без грамот», т. е. основывали новые деревни без уведомления правительственной власти, с целью отбыть от платежа оброка за землю» <ref>Перетяткович Г. Поволжье в XV и XVI веках. М., 1877, с. 256.</ref> Это было своеобразной формой классовой борьбы крестьян, рассчитывавших поодиночке освободиться от феодальной эксплуатации. В таких случаях основателями новых селений нередко оказывались выходцы из различных деревень. Так, '''д. Апанасово-Темяши''' (ныне Яльчикского района) была основана в XVII в. самовольными переселенцами из дд. Подгорные Темяши (ныне с. Янтиково), Тубах (по-видимому, ныне д. Тансарино Урмарского района) и из д. Шоркистры (ныне Урмарского района).<br />
 +
Из истории появления чувашских поселений видно, что, как только появляется чувашская деревушка, тут жечерез некоторое время рядом ставится татарская.
 +
{{примечания}}

Текущая версия на 16:39, 12 апреля 2017

Интересные и очень подробные предания о возникновении и истории дер. Апанасово-Темяши записаны в 1900 году А. В. Рекеевым. «Название свое она получила от имени основателя некрещеного чувашина Апанаса, а слово Темяши прибавлено потому, что некоторые из первых пришельцев переехали сюда из Подгорных Темяш Цивильского уезда (ныне село Янтиково Янтиковского района). По словам нынешних апанасовских жителей, деревня их населилась не в одно время, а постепенно из людей, прибывавших в эту местность в разное время и из разных мест маленькими группами, или артельками. Сюда явилось несколько семейств омусульманившихся чуваш, которые уже называли себя татарами.
Первая группа прибыла из селения Подгорных Темяш... во главе некрещеного чувашина Апанаса, который убежал из прежней своей деревни от солдатства. С ним же прибыли некрещеные чуваши Ситтей, Ептьлмен, Сип-кун и прочие...
Ещё при Иване IV было положено начало христианизации народностей Среднего Поволжья, в том числе и чувашей. В 1720- 1722 годах Пётр I издал несколько указов о христианизации народностей Поволжья. За счёт крестьян же в чувашских деревнях было выстроено много церквей. В 1757-1759 годах в д. Янтиково строилась церковь под названием Михаила Архангела. Отсюда третье название — село Архангельское.

Основание многих селений юго-восточной и южной частей Чувашии связано с самовольным переселением, а также оседанием беглых крестьян. На такое заселение дикого поля и других земель южной половины Чувашии обратил внимание дореволюционный историк Г. И. Перетяткович, который, изучив писцовые книги второй половины XVI и начала XVII вв., пришел к мнению, что чуваши «основывали новые поселки «на диком поле» и обрабатывали их «без грамот», т. е. основывали новые деревни без уведомления правительственной власти, с целью отбыть от платежа оброка за землю» [1] Это было своеобразной формой классовой борьбы крестьян, рассчитывавших поодиночке освободиться от феодальной эксплуатации. В таких случаях основателями новых селений нередко оказывались выходцы из различных деревень. Так, д. Апанасово-Темяши (ныне Яльчикского района) была основана в XVII в. самовольными переселенцами из дд. Подгорные Темяши (ныне с. Янтиково), Тубах (по-видимому, ныне д. Тансарино Урмарского района) и из д. Шоркистры (ныне Урмарского района).
Из истории появления чувашских поселений видно, что, как только появляется чувашская деревушка, тут жечерез некоторое время рядом ставится татарская.

  1. Перетяткович Г. Поволжье в XV и XVI веках. М., 1877, с. 256.